Автомобиль с установленным газовым оборудованием отличается от автомобилей, работающих на других видах топлива. Он сочетает в себе экономичность дизеля, при этом сохраняет мягкость и бесшумность бензинового мотора в сочетании с легкостью запуска и простотой обслуживания газовой установки. На данный момент существует множество поколений ГБО, но можно выделить два основных - это условно 2-е и 4-е поколение. Отличаются составом оборудования и категорией автомобилей на которые его можно установить.
2-е ПОКОЛЕНИЕ
Состоит из следующих основных узлов:
- Баллон с установленным мультиклапаном, узлом, предназначенным для заправки\расхода газа в баллон и выполняющим защитную функцию
- Заправочное устройство
- Редуктор
- Клапан газа
- Клапан бензина
- Переключатель вида топлива
Второе поколение ГБО применяется в основном на автомобилях оборудованных карбюраторным двигателем.
В основу принципа работы таких систем положен эффект «Вентури».
Редуктор-испаритель, имеет дозирующую диафрагму, которая в зависимости от разрежения, создающегося в смесителе (трубе «Вентури»), дозирует подачу газа.
Управление выбором вида топлива осуществляется при помощи переключателя, который в своей конструкции содержит блок реле. В зависимости от конструкции редуктора испарителя, различают два вида переключателей:
- 1) Переключатель для редукторов-испарителей с вакуумной защитой от самопроизвольной подачи газа.
- 2) Переключатель для редукторов-испарителей с электронной защитой от самопроизвольной подачи газа.
В редукторах испарителях с вакуумной защитой, функция автоматического отключения подачи газа возложена на следящую диафрагму, есть разрежение в впускном коллекторе- есть подача газа, двигатель выключен, нет разрежении - нет подачи газа.
В редукторах испарителях с электронной защитой, используется электронная следящая схема, которая вмонтирована в переключатель, в зависимости от импульса на катушке зажигания включается, или выключается подача газа. Регулировка таких систем осуществляется простым механическим (краном) дозатором мощности.
4-е ПОКОЛЕНИЕ
Состоит из следующих основных узлов:
- Баллон с установленным мультиклапаном, узлом, предназначенным для заправки\расхода газа в баллон и выполняющим защитную функцию
- Заправочное устройство
- Блок управления
- Редуктор
- Фильтр
- Форсунки
- Переключатель вида топлива
Четвертое поколение ГБО полностью повторяет работу распределенного впрыска бензина.
Принцип работы системы:
Сжиженный нефтяной газ хранится в герметичной емкости (баллоне).
Давление газа в баллоне зависит от состава газа и температуры окружающей среды.
Жидкий газ поступает на редуктор - испаритель по магистрали высокого давления, которая подключена к электромагнитному газовому клапану, редуктор - испаритель нагревается охлаждающей жидкостью, испаряет топливо и удерживает давление газа стабильным, на всех режимах работы двигателя.
Испаренный газ от редуктора-испарителя поступает к фильтру тонкой очистки, где очищается от тяжелых примесей. От фильтра тонкой очистки газ по магистрали низкого давления поступает к газовым форсункам, которые относительно команды ЭБУ открываются на определенный период времени. От газовых форсунок, газ подается к распылителям, установленным вне посредственной близости с бензиновыми форсунками на впускном коллекторе двигателя автомобиля.